АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о реализации социально проекта в сфере защиты прав и свобод человека и

гражданина


Договор гранта (номер, дата заключения)

 

№96/2014/2 от 08.12.2014г.

Полное наименование организации - грантополучателя

 

Белгородское городское отделение Белгородского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Название проекта

 

Центр защиты прав членов семей погибших защитников Отечества, ветеранов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей  и выпускников детских домов «Точка опоры»

Сроки реализации проекта

 

01 января 2015 г. - 30 сентября 2015г.

Отчетный период

 

01 января 2015 г. - 30 сентября 2015г.

 

Вводная часть.

Данный проект является продолжением социального проекта, который был реализован в рамках гранта 2014/2 и при котором был создан правовой центр «Точка опоры», по оказанию безвозмездной юридической помощи ветеранам, членам семей погибших защитников Отечества, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа. В рамках правового центра постоянно осуществляется правовая помощь различного характера, вышеуказанным категориям граждан, в неё входит: проведение выездных правовых семинаров, личный прием граждан, консультация обратившихся, составление в защиту их прав различного рода документов и обращений, представительская помощь в органах власти, судах и организациях. Нами разработан порядок обращения граждан, утвержденный Приказом по организации, в соответствии с которым обращения,  поступающие от граждан, фиксируются в журнале обращений, обрабатываются и направляются в производство юристов (копия приказа в приложении: эл. вариант/финансовый отчет/кадровые документы/приказы, распоряжения/приказ о приеме граждан, положение). Юристами даётся правовая оценка той или иной ситуации, в которую попал обратившийся, с учетом не только действующего законодательства, но и с учетом складывающейся судебной практики, вырабатывается направление решения проблемы гражданина. Далее все проходит в соответствии с процессуальными требованиями. Готовятся соответствующие обращения в органы власти, как на федеральном, так и на местном уровне, составляются и подаются заявления в судебные инстанции, осуществляется представительская помощь, производится сбор документов и доказательств. По окончании работы юристом составляется справка о проделанной работе с указанием конечного результата, затем юристами подается сводный отчет для обработки и статистического анализа за весь проект.

Правовым центром «Точка опоры» в 2014 году со структурными подразделениями органов власти Белгородской области были заключены соглашения, которых продолжают действовать и на основании их ведется активная работа.

Необходимо отметить позитивную работу органов местной власти Белгородской области, в лице социальной защиты населения, которые на протяжении всего проекта оказывали содействие юристам нашего правового центра в организации и предоставлении помещений для встреч с электоратом, размещение информации в местных газетах о работе «Точки опоры».

Работу за время реализации гранта можно разделить на три составляющие:

- участие в круглых столах и форумах;

- проведение правовых семинаров;

- индивидуальная правовая помощь обратившимся.

 

  1. 2.                  Участие в круглых столах и форумах

 

Началом работы в рамках гранта стало участие «Точки опоры» в незапланированном в проекте – Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», который проходил в Москве 14-15 января 2015 г., его посетил Президент РФ, В.В.Путин, где было лично доложено Президенту о нашем социальном проекте «Точка опоры». По такому же принципу в г. Белгороде 26 марта 2015 года состоялся форум с участием некоммерческих неправительственных организаций и представителей органов власти Белгородской области, организаторами которого выступили Общественная палата Белгородской области и Департамент внутренней и кадровой политики области. Наша организация очень активно приняла участие в данном мероприятии. В итоге мы приняли участие в 2-х незапланированных форумах.

Согласно календарного плана заявленного в проекте нами планировалось провести 2 (два) круглых стола: в начале реализации гранта и в конце с целью подведения итогов. В ходе реализации гранта мы приняли участие ещё в 2-х незапланированных круглых столах. Один круглый стол, где участвовали мы, был проведен 2 апреля 2015 года Белгородским юридическим институтом МВД России, на котором обсуждались «Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и механизм их правовой защиты». Второй круглый стол был проведен 18 июня 2015 года, по инициативе депутатов Белгородской областной думы, на котором обсуждались проблемные вопросы, которые волнуют граждан.

Запланированные круглые столы были проведены согласно календарного плана: 30 января 2015 года в г. Белгороде, в котором приняли участие 23 человека, представители органов власти и общественности и 30 сентября 2015 года в г. Белгороде, итоговый круглый стол «Точки опоры», в котором приняли участие 18 человек в том числе заместитель Председателя Белгородской областной Думы, Литвинов С.А. .

Хочется отметить, что при проведении такого рода круглых столов, помимо тех задач, которые указаны в заявке, происходит непосредственный диалог общественных активистов с представителями органов власти. Юристы, осуществляющие защиту прав, могут напрямую задать чиновникам интересующие их вопросы и получить нужные ответы, обменяться контактами и заключить соответствующие соглашения. Такое взаимодействие благоприятно сказывается на дальнейшей работе и помогает разрешить много организационных моментов.

            Участие правозащитников в форумах и круглых столах дает толчок к совершенствованию специалистов, происходит обмен опытом и мнениями, это сближает общество и власть в решении определенных проблем. Такие результаты необходимо отмечать как позитивные направления работы правового центра и его юристов.

 

  1. 3.                  Проведение правовых семинаров.

На протяжении всего гранта юристы «Точки опоры» регулярно проводили выездные правовые семинары для ветеранов и членов их семей, детей находящихся в реабилитационных центрах, с целью ликвидации пробелов правовой неосведомленности. Проведение семинаров искореняет правовой нигилизм, позволяет гражданам четче ориентироваться в своих правах. На таких мероприятиях раскрываются темы наиболее востребованных правоотношений в нашем обществе, это вопросы, связанные с жилищными правоотношениями, льготами, выплатами, наследованием, кредитованием и др. Безусловно, это в будущем сказывается на реализации прав граждан указанной категории, позволяет им предубедить нежелательные правовые последствия, предостеречь от нарушения их прав. Положительный эффект от таких встреч на лицо, поскольку не смотря на имеющуюся информированность граждан, в том числе и через интернет, востребованным в ветеранской среде остаётся живой диалог по просвещению в области права, поскольку бурно меняющееся законодательство создает определенные проблемы для граждан и практическое общение юриста имеет большое.

В общей сложности в 21 правовом семинаре приняло участие 547 человек, что опережает заявленную статистику согласно поданной заявки.

Упоминания о проведенной работе неоднократно размещались на медиа ресурсах и в сети интернет (ссылки можно посмотреть в отчетах по мероприятиям). Помимо этого, нашу работу неоднократно освещали газеты и журналы.

 

  1. 4.                  Индивидуальная правовая помощь.

В правовом центре «Точка опоры» по трудовым соглашениям работало 4 юриста и один адвокат по найму, всего пять человек. В основу работы положен территориальный принцип обслуживания населения, два юриста работают по территориальности в районных центрах Белгородской области, другие два в г. Белгороде, адвокат осуществлял защиту обратившихся на всей территории субъекта РФ. Такой принцип работы очень эффективен и дает хороший результат. Так, за время работы на личный прием к нам обратилось 165 человека (при ожидаемом результате 50 человек для всего проекта). Из них (количество человек):

- Ветераны боевых действий – 56;

- Ветераны труда;

ветераны военной службы и правоохранительных органов – 50;

- Дети-войны- 18;

- Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей– 15;

- Ветераны ВОВ и лица обратившиеся в защиту их прав – 15;

- Члены семей погибших ветеранов и вдовы – 11.

 

Обращения поступали по нижеперечисленным вопросам:

- Жилищным – 50

- Социальным в т.ч. получение статуса, льгот и выплат – 44;

- Уголовным  и административным вопросам – 17;

- Исполнительное производство – 8;

- Земельные вопросы

и вопросы регулируемые градостроительным кодексом – 8;

- Выплатам – 6;

- Наследование – 6;

- Трудовым – 6;

- Исполнение и расторжения договоров – 5;

- Обжалование решения судов – 3;

- Налоговые вопросы – 2;

- Семейные споры – 2;

- Установление фактов имеющих юридическое значение – 2;

- Причинение вреда здоровью при прохождении военной службы – 2;

- Защита прав потребителей – 1;

- Назначение опекуна – 1;

- Защита чести достоинства и деловой репутации – 1;

- Ненадлежащие оказание медицинских услуг – 1.

 

Обратившимся была оказана следующая правовая помощь:

- Консультаций – 527

- Подготовлено обращений и заявлений

в различные органы и организации- 178

- Представительская помощь в органах власти и организациях оказана – 71

- Подготовлено и направлено процессуальных документов – 64

- Представительство в судах в т.ч. и по уголовным делам – 52

 

По мимо этого заслуживает внимание работа наших юристов по нижеперечисленным результатам:

- Взыскано 229 475,67 рублей, задолженности по алиментам для сироты (журнал обращений рег. №136 от 20.07.15 г.).

- Выплачена ЕДК в размере 48 328 рублей 17 коп., вдове погибшего, во внесудебном порядке (журнал обращений рег. №2 от 15.10.14 г.).

- Выделено 550 000 рублей на проведение капитального ремонта из бюджета района для жилого помещения сироты (журнал обращений рег. №59 от 12.01.20015 г.).

- Выделена квартира для ребенка оставшегося без попечения родителей, по решению суда (журнал обращений рег. №4 от 25.11.2014 г.).

- Выделена квартира для сироты во внесудебном порядке (журнал обращений рег. № 85 от 21.05.15 г.).

- Поставлена на жилищный учет как сирота, во внесудебном порядке (журнал обращений рег. №35 от 24.03.2015 г.).

- Поставлена на жилищный учет как ребенок оставшейся без попечения родителей, во внесудебном порядке (обращение опекуна в интересах сироты журнал обращений рег. №127 от 13.08.2015 г.).

- Поставлена на жилищный учет как член семьи погибшего ветерана боевых действий, во вне судебном порядке (журнал обращений рег. №16 от 03.02.2015 г.).

- Администрацию сельского округа обязали реконструировать мост и поставить его на баланс, по судебному иску районной Прокуратуры к администрации (журнал обращений рег. №60 от 05.03.2015 г.).

- Выделена дорогостоящая инвалидная коляска с электро  приводом, инвалиду, категории «дети-войны», во взаимодействии юристов правового центра, Белгородского городского отделения БРО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО» с депутатом ГД РФ, руководителем благотворительного фонда «Поколение» Скоч А.В., (журнал обращений рег.№ 40 от 26.02.15 г.).

- Виновный привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение вреда здоровью, в отношении инвалида категории «Дети-войны», (журнал обращений рег. №45 от 02.04.2015 г.).

           

  1. 5.                  Анализ действующего законодательства в области постановки на жилищный учет нуждающихся в получении жилья.

 

В ходе реализации гранта, большая часть индивидуальных обращений граждан, по прежнему была посвящена жилищным вопросам, из числа обратившихся детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (а их 15) все обращения были посвящены этому вопросу, поэтому мы хотели уделить именно этой проблеме особое внимание. Из анализа недостатков действующего законодательства, хочется заострить внимание о порядке постановки на учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, поскольку при постановке на жилищный учет не всегда учитываются обстоятельства при которых лицо является нуждающимся, либо вновь приобрело такое право как нуждающийся. В этой связи при постановке на учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не совсем эффективна работа и взаимодействие межведомственных комиссий и органов опеки, которые наделены полномочиями обследования жилищных условий нуждающихся и определения пригодности жилья для проживания, что в последующем играет решающую роль при постановке на такой учет. Порой требования чиновников не обоснованы с точки зрения нормативной базы, не согласованы и не нацелены на разрешения проблемы в целом, что приводит к отказам в постановке. В местных нормативных актах прописано все очень досконально, это является безусловным плюсом, но формулировки, названия отдельных документов, необходимых для предъявления в жилищную комиссию, обычному гражданину, понять без специальных юридических познаний в этой области очень сложно, гражданам либо нужно обращаться за помощью к юристам, либо чиновники должны разъяснять эти понятия на местах при обращении, что они делают с крайней не охотой. Так же в положениях о постановке на жилищный учет не предусмотрено заявление, свидетельствующее об обстоятельствах, в силу которых обратившийся стал нуждающимся в получении жилья и в связи с этим ему необходимо предоставить дополнительные документы, помимо тех которые указаны в перечне, а таких условий может быть много и они должны учитываться при постановке на жилищный учет. Примером является обратившееся П.А.Р., которая на протяжении многих лет не могла реализовать свое право и стать на учет как нуждающаяся в получении жилья. Куда она только не обращалась, в том числе и к уполномоченным по правам человека и по правам детей в Белгородской области, ото всюду были отписки, пока наши юристы не взялись в плотную за решение этого вопроса и все же добились постановки этой девочки на учет для получения жилья. Это было сделано при тесном взаимодействии с местными органами опеки, которые разделяли нашу позицию и так же активно её придерживались. Вопрос был банален и заключался в личных амбициях чиновников, которые просто не хотели приложить усилия и задаться целью помочь человеку. Это стало предметом рассмотрения на итоговом круглом столе «Точки опоры» 30 сентября 2015 г. в г. Белгороде, на котором присутствовали представители органов власти и общественности. Представители органов власти придерживались позиции, что сложно определить все обстоятельства, при которых лицо является нуждающимся и соответственно они советуют таким гражданам обращаться в суды, мы с такой позицией не совсем согласны, поскольку обстоятельства очень разнообразны, и второе: судебные расходы взыскиваются с проигравшей стороны, соответственно администрация обязана будет возмещать такие расходы из казны за счет налогоплательщиков, что по нашему мнению ведет к необоснованным растратам денежных средств. Мы считаем, что при решении вопросов постановки на жилищный учет необходимо подходить максимально ответственно и все возможное решать во внесудебном порядке.

 

  1. 6.                  Анализ нарушения прав и свобод граждан.

Несмотря на то, что мы в своей работе плотно взаимодействуем  с органами власти в том, числе и на местах, у нас есть единомышленники и это в целом сказывается на результатах работы, все же отдельные случаи и моменты в работе чиновников имеют негативные последствия и в целом подрывают авторитет власти. Из анализа нашей работы можно сделать вывод, что нарушения прав граждан в основном происходит на местах, чтоб человеку добиться восстановления права мало того, что он обращается по месту, нужно ещё, чтоб дело стояло на контроле в вышестоящих структурах. Таким ярким примером служит обращение ветерана военной службы Д.А.Я., который обратился к нам, что бы мы посодействовали в ремонте моста ведущего к его населенному пункту через реку, где живет обратившийся. Семь лет вопрос не двигался с места, шли отписка местных чиновников, всё это создавало угрозу жизни и здоровья граждан, поскольку ни скорая, ни пожарная машина в случае чрезвычайной ситуации не могли проехать к жителям этого населенного пункта. В итоге нашими юристами было направлено около сотни писем от лица жителей во все органы власти и парламентариям, как на федеральном, так и на местном уровнях и вскоре районная Прокуратура обратилась с иском о понуждении администрации, в ведении которой находится мост, к его ремонту. Решением суда такие требования были удовлетворены. Считаем, что это могло быть сделано Прокуратурой намного раньше, чтоб люди не подвергались опасности.

Среди недостатков в работе местных органов власти является не исполнение решения судов. Как показывает практика, чтоб исполнить решение суда необходимо возбудить исполнительное производство, ходатайствовать о применении мер принудительного исполнения решения суда, только тогда вопрос может сдвинуться с места, пример дело А.К.Н. Нашими юристами были выиграны все суды по этому делу и решение вступило в законную силу, из местной администрации поступали ответы, что якобы нет возможности выделить жильё сироте вне очереди из-за отсутствия денежных средств. Было возбуждено исполнительное производство, администрация была подвергнута штрафу, Прокуратурой были выявлены нарушения по учету нуждающихся в получении жилья, в местную администрацию направлено представление об устранении недостатков, более года длилась эта эпопея, нашими юристами была проделана большая кропотливая работа, только после этого была выделена квартира нуждающейся. Этот вопрос так же поднимался на итоговом круглом столе «Точки опоры» 30 сентября 2015 года в г. Белгороде.

Много граждан обратились к нам за помощью с просьбой разъяснить не только порядок постановки на жилищный учет, но и разъяснить порядок как происходит реализация права в получении жилья, в ходе этого столкнулись с одной уже выше упомянутой проблемой, которая регулярно происходит на местах, это нарушение очередности в получении жилья. Обращение ветерана боевых действий Г.Д.Г., который стоит под №11 в очереди уже 10 (десять лет). Он не однократно обращался в местные органы власти и Прокуратуру с тем, чтоб разъяснили почему это происходит и почему очередь не двигается с места, на что были получены отписки, что мол заявку на субвенцию подает, а затем распределяет субъект РФ и что якобы на район ничего в течении десяти лет лет не выделено. В настоящее время дело находится в производстве у наших юристов и мы намерены инициировать все структуры, в том числе и на Федеральном уровне, чтоб объективно разобраться в этом вопросе.

Чтоб добиться человеку восстановления его нарушенных прав на местах нужно приложить не мало усилий, досконально изучить нормативную базу и ориентировать соответствующие структуры, в случае отказа дополнительно предпринять меры к восстановлению права в т.ч. и в судебном порядке. В определенных ситуациях без помощи юристов и общественных организаций добиться гражданину восстановления его права практически очень сложно. Приведем ещё один пример, это обращение в наш правовой центр ветерана боевых действий Р.Е.Ю., у которого, на наш взгляд незаконно отменили выплату всех льгот на основании внутриведомственной переписки, статуса ветерана боевых действий человек не лишён, по крайней мере, ему об этом ничего не известно. В данное время дело находится в судебном производстве и мы намерены довести его до логического завершения.

 

  1. 7.                  Заключение.

За девять месяцев  реализации проекта удалось охватить большую аудиторию граждан, нуждающихся в защите прав. Многие из них даже не рассчитывали получить квалифицированную помощь при решении своих проблем. Некоторые дела окончены, другие находятся в производстве, по ним ожидаются ответы из соответствующих органов власти, которые в последующем будут проанализированы и на основании этого выработаны направления работы.

Как показывает практика нашей работы, институты уполномоченных по правам человека и общественные палаты в регионах, в некоторых случаях, носят номинальное значение, либо в какой-то мере статистическую функцию, поскольку их обращения в органы власти в защиту прав граждан имеют рекомендательный характер, а порядок их избрания желает лучшего, поскольку афеллирован властью на местах. Все эти вопросы необходимо прорабатывать, чтоб усилить работу местных органов власти.

Считаем, что анализ работы правового центра позволит еще глубже выявить такие недостатки, и по итогам работы, за время реализации гранта, сформировать предложения для внесения по пересмотру некоторых нормативных актов.

Считаем, что развитие проекта оказалось успешным, так как услуги правового центра стали востребованы, и количество обращений нарастает.

 

Руководитель проекта  «Точка опоры»                                                              

ПредседательБелгородского городского

отделения ВООВ«БОЕВОЕ БРАТСТВО»                                                                                                       В.А. Коротких